Что случилось со стражем

Что происходит?

В России началась работа над созданием условий для перехода от бумажного кадрового документооборота к электронному, заявил министр труда и соцзащиты России Максим Топилин на заседании правительства. Его цитирует «Российская газета».

Первоочередное направление — подготовка законопроекта об учете данных о трудовой деятельности работников в электронном виде. Однако эксперты отмечают, что главное тут — правильность ведения новой базы данных. Иначе у граждан могут возникнуть проблемы со стажем и пенсией.

Что случилось?

В выписке отражается стаж, начисленные баллы, места работы и сумма страховых взносов за все время — с разбивкой по годам и работодателям.

В выписке от 10 января 2019 года не оказалось стажа начиная с 2017 года. По состоянию на 23 января его тоже нет. Хотя в такой же выписке от 19 октября 2018 года был указан стаж за 2017 и 2018 годы, начисленные баллы и сумма взносов от работодателей.

Обе выписки запрашивались через портал госуслуг и сразу же — через сайт ПФР, они хранятся в личном кабинете. Но из более поздней исчезли 17 баллов, два года стажа и суммы взносов из трех источников: работодателя по трудовому договору, заказчика по договору оказания услуг и уплаченные ИП за себя. То есть вообще все уплаченные взносы и весь трудовой стаж за два года.

В выписке от 19 октября 2018 года начислено 23,215{amp}amp;nbsp;пенсионного балла и учтен стаж до середины 2018 года
В выписке от 19 октября 2018 года начислено 23,215 пенсионного балла и учтен стаж до середины 2018 года

Как это будет устроено?

Сейчас информация о работниках и так накапливается в Пенсионном фонде России. Если новый законопроект будет принят, то база данных ПФР будет расширена за счет сведений о приеме человека на работу, переводах, увольнениях, его образовании.

При этом правительство не планирует отменять бумажные трудовые книжки или ограничивать их «срок годности». Они будут и дальше вестись по желанию работника или работодателя. Если работник согласится на электронную трудовую книжку, работодатель вправе выдать ему ранее заведенную бумажную на хранение и не вести ее в дальнейшем.

Так, может, это проблема одного человека?

Цифровизация и big data — это прекрасно, но тут важны аккуратность и контроль. В середине 2000-х переход на новую базу данных стал причиной проблем с паспортами многих россиян.

Паспорта гражданина РФ выдаются с 1997 года, но почти 10 лет сведения о документах включались в разрозненные базы данных. В этот период базой паспортов ведала ФМС, расформированная в 2016 году. В 2006 году при создании единой информационной автоматизированной системы «Российский паспорт» было произведено объединение разных реестров паспортов.

Но в связи с отсутствием на тот момент должной технической возможности при загрузке информации из разных баз статус некоторых паспортов поменялся с «действителен» на «недействителен».

В итоге многие россияне начали испытывать серьезные сложности при общении госорганами и банками. Для решения этих проблем гражданам пришлось обращаться в МВД и доказывать, что у них «нормальные» документы.

Хочешь понять, что происходит на самом деле?

Читай канал «Ясно Понятно».

Просто и доходчиво — о самых важных новостях в обществе, политике и экономике. Без лишних слов расскажем о том, кто виноват и что делать.​

Увы, нет. С такой же проблемой столкнулись и другие люди в разных регионах. Логика непонятна: у одних сотрудников одного и того же работодателя стаж и баллы на месте, у других все пропало. Такая же ситуация с индивидуальными предпринимателями: у одних взносы за себя отражены в лицевом счете, у других ничего нет.

Проблему с выписками описывают и в соцсетях. У всех пропали данные именно за 2017 и 2018 годы.

Если у вас в выписке нет и не было данных за 2018 год, это нормально. Информацию загружают постепенно. Но за 2017 год все должно быть на месте. И если стаж за часть 2018 год был, а потом пропал — это странно.

Главное ничего не перепутать

Плюсы такого нововведения Максим Топилин видит в сохранности персональных данных в ПФР, снижении издержек работодателей и работников, дополнительных возможностях трудоустройства для тех, кто работает удаленно.

Впрочем, у этой новации есть и противники, пишет «Московский Комсомолец». Так в Союзе профсоюзов России считают, что трудящимся окажется не по силам проконтролировать правильность всех данных, перенесенных с бумаги в электронный вид.

Эксперты отмечают, что у компаний и ПФР могут возникнуть проблемы с «задваиванием» информации. Ведь с одной стороны, появится электронная трудовая книжка, но и бумажный вариант не будет уничтожен. На первых порах это может усложнить работу отделов кадров и вносить путаницу в данные о стаже.

Что говорит пенсионный фонд?

На сайте пенсионного фонда никакой информации о проблеме нет. Возможно, это просто технический сбой, но обычно о таких ситуациях сообщают: мол, все нормально, обновляем программы для вашего удобства, возможны проблемы с отображением информации в лицевом счете, если что — приходите за выпиской лично в отделение, до такого-то числа все починим.

В соцсетях пенсионного фонда сообщений тоже нет, хотя ПФР их активно ведет. Поздравление есть, про индексацию пенсий написано, о материнском капитале и льготах рассказали, а о том, что у людей пропали два года стажа и накопленные баллы, от которых зависит пенсия, — ни слова.

Горячая линия ПФР по номеру 8 800 302-2-302 не работает.

Электронный запрос в ПФР тоже остался без ответа. Его отправили 10 января, но до 23 января — тишина. По закону еще есть время на ответ, то есть сроки не нарушены. Обычно ПФР отвечает на запрос даже быстрее — в течение пары дней. Но не в этот раз.

Запрос зафиксирован, но ответа до сих пор нет, хотя проблема серьезная
Запрос зафиксирован, но ответа до сих пор нет, хотя проблема серьезная

Что сейчас нужно сделать?

Без паники. Скорее всего, дело в техническом сбое и со временем все починят, а стаж вернется. Но сидеть сложа руки тоже нельзя. От начислений в лицевом счете зависит размер пенсии и вообще возможность ее получать.

Если у вас все в порядке, можно ничего не делать — продолжайте зарабатывать стаж и баллы.

Напишите обращение в ПФР. Форма есть прямо на сайте. Войдите под своей учетной записью и опишите проблему. Обращению присвоят номер, а дальше нужно просто ждать. Так вы как минимум зафиксируете, что пытались разобраться.

Позвоните в отделение. Может быть, в вашем регионе что-то прояснится. Расскажите в комментариях, что вам ответят. Мы не смогли добиться хоть какого-то внятного объяснения, но вдруг вам скажут что-то важное и всех успокоят.

Собирайте подтверждающие документы. Если вам скоро на пенсию, нужен кредит или вы переживаете, что стаж пропал и не вернется, собирайте документы за те годы, которые исчезли из выписки:

  1. Копию трудовой книжки.
  2. Справку о начисленных взносах от работодателей.
  3. Декларации ИП.
  4. Квитанции об оплате взносов за себя.

Может быть, стаж за два года теперь придется доказывать.

Мы надеемся, что ПФР как-то прояснит ситуацию и все исправит. Будем держать вас в курсе.

Загрузка ...
Adblock detector