Определение и оценка функционального состояния Пробы с изменением положения тела в пространстве

3.3. Определение уровня физической работоспособности
по Гарвардскому степ-тесту (ГСТ)

Цель: освоение методики проведения теста и умение анализировать
полученные данные.Для работы необходимы: велоэргометр (или ступенька, или беговая
дорожка), секундомер, метроном.

Тест PWC170 основан на закономерности,
заключающейся в том, что между частотой сердечных сокращений (ЧСС) и
мощностью физической нагрузки существует линейная зависимость. Это позволяет
определить величину механической работы, при которой ЧСС достигает 170,
путем построения графика и линейной экстраполяции данных, либо путем
расчета по формуле, предложенной В. Л.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Карпманом и сотр.ЧСС, равная 170 ударам в минуту, соответствует началу зоны оптимального
функционирования кардиореспираторной системы. Кроме того с этой ЧСС
нарушается линейный характер взаимосвязи ЧСС и мощности физической работы.

Выбери
задание, кликни по картинке.

Оценка физической работоспособности производится по величине индекса
ГСТ (ИГСТ) и основана на скорости восстановления ЧСС после восхождения
на ступеньку.Цель работы: ознакомить студентов с методикой определения физической
работоспособности по ГСТ.

Для работы необходимы: ступеньки различной высоты, метроном, секундомер.Ход работы. Выполняется студентами попарно. Сопоставляется с нормативами,
делаются рекомендации по оптимизации работоспособности средствами физического
совершенствования.

Предварительно, в зависимости от пола, возраста,
выбирается высота ступеньки и время восхождения (табл. 11).Далее обследуемый выполняет 10-12 приседаний (разминка), после чего
начинает восхождение на ступеньку со скоростью 30 циклов в 1 мин.

Метроном
устанавливается на частоту 120 уд/мин, подъем и спуск состоит из 4-х
движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: на
2 удара — 2 шага подъем, на 2 удара — 2 шага спуск.

проба штанге, функциональные пробы, функциональные пробы дыхания, функциональные нагрузки пробы, результаты функциональных проб

Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги.Если обследуемый из-за усталости отстает от ритма в течение 20 сек.,
тестирование прекращается и фиксируется время работы в заданном темпе.

S = 1 (Р ± DН) / 100,

ИГСТ = (t · 100) / [(f1 f2 f3)· 2],

ИГСТ = (t · 100) / (f1 · 5,5),

где t — время выполнения теста, в сек.,f1 — частота пульса за 30 сек. на 2-й минуте восстановительного периода.При большом числе обследуемых для определения ИГСТ можно использовать
табл. 12, 13, для чего в вертикальном столбце (десятки) находят сумму
трех подсчетов пульса (f1 f2 f3) в десятках, в верхней горизонтальной
строке — последнюю цифру суммы и в месте пересечения — значение ИГСТ.

Затем по нормативам (оценочным таблицам) оценивается физическая работоспособность
(табл. 14). Рекомендации к работе. Вычислить ИГСТ по формуле и таблице. Сравнить
ее с рекомендуемыми величинами.

ВВЕДЕНИЕ

Знания в области изучения функционального состояния организма при
занятиях физкультурой и спортом имеют первостепенное значение для
специалистов в области физической культуры и спорта, так как позволяют
решать вопросы профессиональной ориентации и отбора, допуска к оздоровительным
и тренировочным занятиям, планировать режим двигательной нагрузки,
исходя из уровня физической подготовленности и состояния здоровья
организма.

Эти знания важны также для занимающихся физической культурой
и спортом с целью проведения самоконтроля в динамике физического совершенствования.Перед выполнением заданий необходимо проработать терминологический
словарь (соответствующий раздел).

3.6. Определение анаэробных возможностей организма
по величине максимальной анаэробной мощности (МАМ)

МПК выражает предельную для данного человека «пропускную»
способность системы транспорта кислорода и зависит от пола, возраста,
физической подготовленности и состояния организма.

В среднем МПК у лиц с разным физическим состоянием достигает 2,5…4,5
л/мин, в циклических видах спорта — 4,5…6,5 л/мин.Способы определения МПК: прямой и непрямой. Прямой метод определения
МПК основан на выполнении спортсменом нагрузки, интенсивность которой
равна или больше его критической мощности.

Он небезопасен для обследуемого,
так как связан с предельным напряжением функций организма. Чаще пользуются
непрямыми методами определения, основанными на косвенных расчетах, использовании
небольшой мощности нагрузки.

МАМ = (P · h) / t кгм/с ,

где Р — вес в кг, h — высота подъёма в м, t — время в сек.Оценка результата: наибольшее значение МАМ отмечается в 19-25 лет, с
30-40 лет оно уменьшается. У детей оно имеет тенденцию к повышению.

Для нетренированных лиц МАМ составляет 60…80 кгм/с, у спортсменов
— 80…100 кгм/с. Для перевода в ватты необходимо полученное значение
умножить на 9,8, а для перевода в килокалории в минуту — на 0,14.

3.4. Модифицированная ортостатическая проба

Цель: оценить состояние ортостатической устойчивости организма.Теоретическое обоснование. Ортостатическая проба используется для выявления
состояния скрытой ортостатической неустойчивости и в целях контроля
за динамикой состояния тренированности в сложнокоординационных видах
спорта.

проба штанге, функциональные пробы, функциональные пробы дыхания, функциональные нагрузки пробы, результаты функциональных проб

Проба основана на. том, что при переходе из горизонтального
положения в вертикальное в связи с изменением гидростатических условий
уменьшается первичный венозный возврат крови к правому отделу сердца,
вследствие чего возникает недогрузка сердца объемом и уменьшение систолического
объема крови.

Чтобы поддержать минутный объем крови на должном уровне
рефлекторно учащается ЧСС (на 5-15 уд. в мин.).При патологических состояниях, перетренированности, перенапряжении,
после инфекционных заболеваний, либо при врожденной ортостатичес-кой
неустойчивости депонирующая роль венозной системы оказывается столь
значительной, что изменение положения тела приводит к головокружению,
потемнению в глазах, вплоть до обморока.

В этих условиях компенсаторного
учащения ЧСС оказывается недостаточным, хотя оно значительно.Для работы необходимы: кушетка, сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер.Ход работы. Выполняется студентами попарно.

Результаты сопоставить с
рекомендуемыми, разработать способы оптимизации ортостатической устойчивости
средствами физического воспитания. После предварительного отдыха в течение
5 мин.

в положении лежа определяется ЧСС 2-3 раза и измеряется АД. Затем
испытуемый медленно встает и находится в вертикальном положении в течение
10 мин. в ненапряженной позе. Для обеспечения наилучшего расслабления
мышц ног необходимо, отступив от стены на расстояние одной ступни, прислониться
к ней спиной, под крестец подкладывают валик.

Сразу после перехода в
вертикальное положение в течение всех 10 мин. на каждой минуте регистрируют
ЧСС и АД (за первые 10 с — ЧСС, за оставшиеся 50 с — АД).Оценка состояния ортостатической устойчивости производится по следующим
показателям:1.

Разница пульса, на 1-й мин. и на 10-й мин. по отношению к исходной
величине в положении лежа. АД увеличивается на 10-15 %.2. Время стабилизации ЧСС.3. Характер изменения АД в положении стоя.4.

Самочувствие и выраженность соматических расстройств (побледнение
лица, потемнение в глазах и др.).Удовлетворительная ортостатическая устойчивость:1. Учащение пульса невелико и на 1-й мин.

проба штанге, функциональные пробы, функциональные пробы дыхания, функциональные нагрузки пробы, результаты функциональных проб

ортоположения колеблется в
пределах от 5 до 15 уд./мин., на 10-й мин. не превышает 15-30 уд./мин.2. Стабилизация пульса наступает на 4-5 мин.3. Систолическое АД остается неизменным либо незначительно снижается,
диастолическое АД увеличивается на 10-15 % по отношению к его величине
в горизонтальном положении.4.

2.5. Литература по разделу

Вопросы к коллоквиуму по теме «Тестирование в спортивно-медицинской практике»1. Основы тестирования в спортивной медицине, цели, задачи.2. Понятие о «черном ящике» в спортивно-медицинских исследованиях.3.

Требования к тестам.4. Организация тестов.5. Классификация тестов.6. Противопоказания к тестированию.7. Показания к прекращению выполнения теста.8. Одномоментные пробы, методика, анализ результата.9.

Проба Летунова. Типы ответной реакции на физическую нагрузку. Анализ
результата. 10. Гарвардский степ-тест. Методика, оценка результатов.11. Определение физической работоспособности по тесту PWC170.

Методика,
оценка результатов.12. Определение МПК. Методика, оценка результата.13. Особенности медицинского контроля за юными спортсменами.14. Особенности медицинского контроля за лицами среднего и пожилого
возраста, занимающимися физкультурой.15.

Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом.16. Особенности медицинского контроля за женщинами при занятиях физкультурой
и спортом.17. Организация врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием
школьников, учащихся ПТУ, средних и высших специальных учебных заведений.

1. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. М.: ФиС, 1981. 250
с.2. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. С.126-161.3. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.

Цвет мочи при обезвоживании

Тихвинского, С.В.Хрущева.
М.: Медицина, 1980. С.171-189, 278-293.5. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988.
С.20-129.6. Марготина Т.М., Ермолаев О.Ю.

Введение в психофизиологию: Учебное
пособие. М.: Флинт, 1997. 240 с.7. Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1984.
С.123-146, 146-148, 149-152.8. Спортивная медицина / Под ред. В.Л.Карпмана. М.: ФиС, 1987. С.88-131.9. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: ФиС, 1982.
С.44-81.

«Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН)»1. Определение понятия ВПН.2. Цель, задачи ВПН.3. Формы, методы ВПН.4. Функциональные пробы, применяемые при ВПН.5. Пробы с дополнительной нагрузкой при ВПН.6.

1. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. С.131-181.2. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева.
М.: Медицина, 1980. С.258-271.3. Дубровский В.И.

Спортивная медицина. М.: Владос, 1998. С.38-66.4. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988.
С.129-192.5. Куколевский Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами. М.: ФиС, 1975.

315 с.6. Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней: Учебное пособие.
М.: Академия, 2001. 315 с.7. Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1984.
С.

152-169, 314-318, 319-327.8. Спортивная медицина / Под ред. В.Л.Карпмана. М.: ФиС, 1987. С.161-220.9. Физическая реабилитация: Учебник для ин-тов физич. культуры / Под
ред. С.Н.Попова. Ростов-на-Дону, 1999. 600 с.10. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: ФиС, 1982.
С.112-137.

1. Роль изучения функционального состояния организма занимающихся
ФК и спортом в диагностике тренированности.2. Исследование ЦНС (функция координации, равновесия, устойчивость
нервных процессов).3.

Исследование анализаторов (слуховой, вестибулярный, двигательный,
тактильный, зрительный).4. Исследование нервно-мышечного аппарата.5. Исследование вегетативной нервной системы (проба Ашнера, дермографизм,
клино-ортостатическая проба).6.

Признаки экономизации сердечной деятельности и дыхательной системы
в покое.7. Структурные особенности спортивного сердца.8. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы
(показатели кардиодинамики, гемодинамики в покое и в нагрузке).9.

Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы у детей10. Одномоментные двигательные функциональные пробы для оценки адаптированности
организма к двигательной нагрузке, методика, анализ результатов.11.

Двух- и трехмоментные двигательные пробы, методика, оценка результатов.12. Трех- и четырехмоментные пробы, методика, оценка результата..13. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.14. Исследование вентиляционной функции системы внешнего дыхания в
покое и в нагрузке.15.

Исследование функции диффузии дыхательной системы.16. Исследования состояния сосудов, методика, результат.17. Сложные инструментальные методы изучения кардиореспираторной системы.18. Исследование системы крови у занимающихся ФК и спортом в покое,
в нагрузке.19.

Исследование системы пищеварения у занимающихся ФК и спортом в
покое, в нагрузке.20. Исследование системы выделения у занимающихся ФК и спортом в покое,
в нагрузке.21. Исследование эндокринной системы у занимающихся ФК и спортом в
покое, в нагрузке.

1. Васильева В.Е., Демин Д.Ф. Врачебный контроль и ЛФК. М.: ФиС, 1968.
300 с.2. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. С.194-232.3. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.

Тихвинского, С.В.Хрущева.
М.: Медицина, 1980. С.35-128, 189-258.4. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Владос, 1998. С.66-199.5. Карпман В.Л. и др. Сердце и работоспособность спортсменов. М.:

Что снижает работоспособность спортсмена?

ФиС,
1988. 120 с.6. Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1984.
С.47-119, 149-150, 313-314.7. Спортивная медицина / Под ред. В.Л.Карпмана. М.: ФиС, 1987. С.63-126.8. Хрущев С.В., Круглый М.М.

3.9. Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН)

функциональное состояние организма, степень напряжения
при конкретной физической нагрузке, особенности его реакции в том или
ином периоде тренировки или на соревнованиях, характер и течение восстановительных
процессов.

В зависимости от цели и задач ВПН проводятся:1. В покое — для изучения исходного состояния организма, что важно для
оценки последующих изменений в организме в процессе выполнения нагрузки
и для оценки течения восстановления после предыдущих занятий, тренировок.2.

Непосредственно перед тренировкой или соревнованием — для определения
особенностей предрабочих сдвигов в организме в предстартовых состояниях.3. В ходе учебно-тренировочных занятий (после отдельных его частей,
сразу после завершения отдельных упражнений, после окончания занятий
в целом) — с целью изучения влияния выполняемой нагрузки на организм
и адекватности применяемой нагрузки.4.

На различных этапах восстановления.Для работы необходимы: секундомер, сфигмоманометр, динамометр, сухой
спирометр, пневмотахометр, миотонометр, протоколы исследования.Алгоритм выполнения задания.

В течение первого часа занятия студенты
знакомятся с задачами и методами ВПН. Затем группа распределяется по
бригадам по 1-2 человека и получает одно из заданий, изучает методические
указания по его выполнению и проводит наблюдения во время учебно-тренировочных
занятий в зале.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Выбери
задание, кликни по картинке.,

Загрузка ...
Adblock detector